Праздники могут быть трудным испытанием для детей с расстройством спектра аутизма (ASD), особенно из-за новых и разнообразных социальных ситуаций. Одна из причин, по которой ученые считают, что ASD вызывает ухудшение социальных взаимодействий, объясняется невозможностью эффективно вывести мысли и чувства других через «теорию разума» или ToM (от англ. - «theory of mind») - способность понимать ментальное состояния окружающих и себя.

Инновационное исследование изображений мозга выявило новые доказательства, объясняющие, почему недостатки ToM присутствуют у детей с ASD. Опубликованное в Molecular Autism , исследование выявляет нарушения в схеме мозга, участвующие в ToM, на нескольких уровнях по сравнению с типичным функционированием мозга. Выводы дают ценную информацию о понимании функционального состава жизненно важной нейронной сети, которая имеет решающее значение для характеристики социальных симптомов у людей с ASD.

«Снижение активности в областях мозга, связанных с ToM, и снижение связи между этими областями у детей с аутизмом показывают, как нарушения в нейробиологических механизмах может привести к трудностям в когнитивном и поведенческом функционировании, таком как теория разума», - сказал профессор психологии Университета Хебб. «Более слабая координация и связь между основными областями мозга во время задач социального мышления при аутизме свидетельствуют о том, как разные области мозга аутизма борются за совместную работу в команде».

В исследовании использовался подход, впервые разработанный Фульвией Кастелли и ее коллегами из Великобритании, которые создали анимационные видеоролики, изображающие две геометрические фигуры, движущиеся по экрану. Формы, такие как большой красный треугольник и маленький синий треугольник, перемещались таким образом, что это можно было рассматривать как взаимодействие между ними, такое как уговоры или танцы. Команда продемонстрировала, что «видение» взаимодействий находилось в сознании наблюдателя или, если быть более конкретным, в схеме ToM мозга зрителя. Без ToM он имел тенденцию выглядеть как геометрические фигуры.

Чтобы исследовать нейронные механизмы, связанные с ToM, исследовательская группа под руководством Карнеги-Меллона попросила 13 детей с высокими функциональными возможностями с ASD в возрасте от 10 до 16 лет и 13 детей с аналогичным возрастом без ASD, посмотреть эти короткие анимационные фильмы. Детей попросили определить мысли и чувства, или психические состояния, этих треугольников, в то время как их мозг сканировали с помощью сканера MRI.

Дети с ASD показали значительно меньшую активность в областях мозга, которые считаются частью сети ToM, такие как медиальная лобная кора и височно-теменная связь, по сравнению с обычными детьми. Кроме того, синхронизация между такими парами областей была ниже в группе аутизма.

Результаты подтверждают влиятельную «Фронтально-заднюю теорию взаимной несовместимости аутизма» 2004 года, которая впервые описала эту более низкую синхронизацию. В более поздних исследованиях было продемонстрировано, как эта теория объясняла многие результаты визуализации мозга и поведенческие результаты в задачах, требующих существенной роли лобной коры.

«Одна из причин такого открытия настолько интересна, что «актеры» в фильмах не имеют лиц, выражений лица или положения тела, на которых основывается суждение об эмоции или отношении», - сказал Раджеш Кана, -профессор психологии Университета Алабамы в Бирмингеме. «Нейротипичным детям удалось идентифицировать социальное взаимодействие без социальных сигналов, например, интерпретировать большой треугольник, подталкивающий меньший, как попытка родителя поощрить ребенка, в то время ккак дети с ASD не смогли установить подобную связь».

На сегодняшний день большинство исследований, изучающих связь между основными областями мозга в ASD, сосредоточено на взрослых, ограничивая знание о том, как расстройство затрагивает молодых людей.

«Изучая детей, мы смогли показать, что изменения в схеме мозга можно определить в раннем возрасте, что могло бы привести, к разработке более ранних эффективных программ вмешательства, которые могли бы обучать детей формулировать намерения и мысли, лежащие в основе физических взаимодействий между людьми.

Источник: Раджеш К. Кана, Хосе О. Максимо, Диана Л. Уильямс, Тимоти А. Келлер, Сара Э. Шипул, Владимир Л. Черкасский, Нэнси Дж. Миншу, Марсель Адам Справедливость. Аберрантное функционирование сети теории разума у ​​детей и подростков с аутизмом . Молекулярный аутизм

Материалы представлены Университетом Карнеги-Меллона. Оригинал написан Шило Ри.