Игровая терапия.

Для родителей детей с невербальным аутизмом может оказаться полезным овладение методами улучшения навыков общения у своих детей. 

Родители учатся таким методам, как фокусирование на своем ребенке и вовлечение ребенка в разговор во время игрового процесса. Эти методы являются частью поведенческой терапии, используемой в лечении аутизма, называемой JASPER , которая, как известно, улучшает социальные навыки и общение, когда её проводят обученные терапевты.

Новая работа является частью тенденции тренинга родителей, чтобы обеспечить лучшую терапию при детском аутизме. Преимущество такого подхода состоит в том, чтобы включать лечение в повседневную жизнь ребенка. Однако мало в каких  исследованиях была изучена эффективность этого подхода. Результаты нового исследования начинают заполнять этот пробел.

«Родители действительно принимали участие во вмешательстве, - говорит ведущий исследователь Конни Касари, профессор по вопросам человеческого развития и психологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. «Они действительно могли овладеть методами терапии в той же степени, что и терапевты».

Согласно выводам исследователей, родители не обязательно должны овладевать этими методами в совершенстве!  Даже если родители реализуют эти методы хотя бы на 75 процентов, то они могут увидеть улучшения в своих детях.

«Это является важным результатом, - говорит Хелен Тагер-Флюсберг, директор Центра исследования аутизма в Бостонском университете, который не участвовал в исследовании. «Потому что, если вы будете говорить родителям: «Вы должны быть хороши так же, как и терапевт», они могут опустить руки».

Терапевты в обучении:

Касари и ее коллеги изучили 22 мальчика с симптомами аутизма в возрасте от 5 до 8 лет, которые говорили меньше 20 слов в начале исследования. Эти «минимально словесные» дети были частью более крупного исследования, опубликованного в 2014 году, в котором дети с диагнозом аутизм получали терапию  JASPER в течение шести месяцев.

Родители детей наблюдали, как терапевты проводили терапию в течение первых трех месяцев. Затем терапевты обучали родителей, чтобы продлить лечение еще на три месяца.

Например, родители научились правильно держать игрушку исходя из досягаемости ребенка, или неожиданно использовать игрушку, чтобы побудить ребенка общаться. Они также тренировались, чтобы повторить любые слова, которые ребенок пытался использовать во время игры.

Каждый месяц исследователи записывали 10-минутные видеоролики родителей, играющих со своими детьми, с использованием стандартного набора игрушек. Они подсчитывали, сколько раз каждый ребенок говорил спонтанно во время этих сеансов. Они также классифицировали каждое высказывание на два типа: «запросы», такие как просьба о помощи с помощью игрушки и «комментарии», например, устное обращение к родительскому вниманию к игрушке или совместной игре.

«Комментарии - это то, что мы ждём больше всего, что мы обычно видим с наименьшей частотой и с наименьшей вероятностью» у детей с минимальным устным выражением с диагностированным аутизмом, говорит Стефани Шир, доцент специального образования и клинических наук в Университете штата Орегон в Юджине.

Исследователи обнаружили, что дети в среднем участвовали в четырех выступлениях любого типа во время сеанса в начале исследования. К концу исследования это число выросло более чем до 12. Результаты появились 8 января в журнале «Аутизм и нарушения развития».

Дети также показали увеличение числа комментариев: в начале исследования они оставляли только один комментарий за сеанс, но к концу этого времени их было более пяти.

Родительский контроль:

Исследователи оценили, как часто и точно родители использовали методы терапии JASPER в конце исследования. Они оценили каждого родителя на основе контрольного списка из 53 предметов.

В среднем родители освоили 70 процентов методов. Более того, их результаты отслеживаются вместе с успехом их детей. В группе из 10 детей, чьи родители, овладевшие 75% методов или более, значительно увеличилось количество комментариев.

«Это дает нам лучшее представление о том, какого уровня должны достичь в обучении методам терапии родители, чтобы увидеть значительные изменения», - говорит Аубин Стамер, профессор психиатрии и поведенческих наук в Калифорнийском университете, Институт Дэвиса MIND, который не участвовал в исследовании. «Не так много данных о том, насколько внедрения практики достаточно, и это исследование действительно помогает нам понять это».

Чтобы попытаться понять, почему некоторые дети с признаками аутизма показали улучшения больше, чем другие, исследователи сравнили стратегии, освоенные родителями, которые набрали выше и ниже 75 процентов. Они обнаружили, что родители с высоким рейтингом были наиболее опытными в создании и расширении игровых процедур и в создании возможностей для общения своих детей во время игры.

«Знать, в каких областях некоторые родители испытывают трудности, действительно важно, потому что это говорит нам, как клиницистам, где нам, возможно, потребуется больше времени, чтобы сосредоточиться на вмешательстве», - говорит Ванесса Хус Бал, доцент кафедры психиатрии в Калифорнийском университете, Сан-Франциско, который не участвовал в исследовании.

Шир говорит, что следующий шаг состоит в том, чтобы выяснить, являются ли определенные аспекты терапии особенно важными для улучшения навыков общения с детьми.

Исследователи также уточняют, как они измеряют изменения в коммуникативных способностях ребенка. Например, они определили, что инструмент, называемый шкалой сложности общения, является достоверной и надежной мерой коммуникативной способности у минимально вербальных детей с расстройством аутистического спектра.

Nicholette Zeliadt
РЕКОМЕНДАЦИИ:
  1. Shire SYet al.  Autism Dev. Disord. Epub перед печатью (2018) PubMed
  2. Kasari C.et al. Варенье. Акад. Ребенок-подростк. Психиатрия 53 , 635-646 (2014) PubMed
  3. Brady NCet al.  J. Speech Lang. Pathol. 27 , 237-246 (2018) PubMed

Источник: spectrumnews.org