17-летний Гленн, молодой человек с диагнозом аутизм, возвращается домой из школы и говорит своей матери за обедом: «Аллен сегодня был скупой». Его мать начинает думать, что делать. Должна ли она расспросить его о подробностях или оставить эту тему? Ведь она знает, что Гленн не такой уж хороший рассказчик.

Для обычных людей, без диагноза аутизм, личные повествования обыденная вещь, и многие люди не понимают, насколько они важны. Какие события на самом деле произошли? Как мы себя чувствовали, когда это произошло? Личные рассказы - это воспоминания, которыми мы делимся, это опыт, который у нас был, это то, как мы оцениваем это опыт

Как исследователь, я изучил многие аспекты того, как дети развивают нарративные навыки (narrative в переводе с английского означает «рассказ, повествование), и обнаружил, что персональный рассказ обычно является камнем преткновения для людей с симптомами аутизма.

К счастью, родители детей с аутизмом могут помочь им улучшить эти навыки, стать лучшими рассказчиками и понять окружающий мир.

Личное повествование является важной частью развития ребенка. Способность ребенка рассказывать историю при поступлении в детский сад предопределяет его способности в будущем обучении. Когда дети взаимодействуют с педиатрами, которые хотят знать, что их беспокоит, на что они жалуются, они рассказывают собственный рассказ. Также дети рассказывают родителям или тому, кому они доверяют, о том, что их что-то расстраивает.

Предыдущие исследования показали, что детские рассказы в основном формируются в беседах с родителями. Например, если родители задают своим дошкольникам много вопросов о конкретных действиях (что было и когда), их дети обычно быстро завершают свои повествования. Если же родители вместо этого заинтересованы в том, чтобы услышать полноценный рассказ и помогают в этом, у детей с аутизмом получаются такие рассказы, часто наполненные интересными диалогами.

Хотя большинство детей осваивают повествование без особого внимания к подобным навыкам, некоторые дети отстают от своих сверстников и могут воспользоваться помощью. Несколько лет назад я работал с профессором психологии Кэрол Петерсон, чтобы разработать интервенцию, в целях сделать коррекцию повествования дошкольников с аутизмом, которым угрожает академическая неуспеваемость из-за бедности их речи.

Мы произвольно взяли половину родителей детей с аутизмом, согласившихся участвовать в программе и рассказали им, насколько важна была повествовательность и как улучшить повествовательные способности своих детей. Других родителей попросили говорить со своими детьми, как обычно. Через год у детей, чьи родители участвовали в интервенции, были значительно более высокие словарные запасы, нежели у детей в контрольном состоянии. А через два года дети-интервенты рассказали значительно лучшие рассказы, чем их контрольные сверстники.

Люди с типичным развитием могут рассказать полный, живой, привлекательный персональный рассказ к тому времени, когда им исполнилось 6 лет. Аутизм, однако, влияет на то, как люди могут рассказывать рассказы.

В моих исследованиях с психологом Эшли Хиллер мы обнаружили, что люди с аутизмом, даже те, кто работает на высоком уровне, рассказывают личные рассказы значительно менее хорошо, чем их типично развивающиеся сверстники. На самом деле, нарративные навыки при детском аутизме часто отстают от развития, даже в возрасте от 20 лет и старше.

Некоторые люди с аутизмом, такие как Гленн, о котором говорилось выше, рассказывают очень минимальные повествования. Другие с условием говорят бессвязные, или почти бессвязные повествования, которые в основном связаны с их собственными особыми интересами.

Мы с доктором Хиллер также разработали интервенцию для улучшения повествования у молодых людей с аутизмом, адаптируя работу, которую я сделал с родителями дошкольников с аутизмом.

Мы пригласили 10 семей с 15-25-летними молодыми людьми с аутизмом для участия в нашей пилотной программе. Половина была выбрана случайным образом для вмешательства, половина – осталась в группе сравнения списка ожидания. Мы собрали рассказы молодых людей в обеих группах вместе с оценкой родителями описательной способности их ребенка. Во время трехчасовой тренировки группа вмешательства получила набор инструкций, в том числе:

Говорите со своим сыном / дочерью часто и последовательно о их прошлом опыте.

Потратьте много времени на обсуждение каждой темы. Дайте им много времени, чтобы ответить; не торопите их.

Обязательно всегда просите вашего сына / дочь описать, как он или она чувствовал себя в отношении опыта.

Задайте множество вопросов (кто, как, почему и т. Д.) И несколько вопросов «да / нет». Задавайте вопросы о контексте или настройке событий, особенно там, где и когда они имели место.

Всегда спрашивайте своего сына / дочь, как это случилось.

Внимательно слушайте, что говорит ваш сын / дочь, и поощряйте обучение с помощью простых ответов или повторением того, что только что сказал ваш сын / дочь.

Следуйте за своим сыном / дочерью, но избегайте вопросов, которые отвлекают повествование в пользу особых интересов вашего сына / дочери.

Родители записывали свои разговоры в течение года и затем были приглашены назад, чтобы обсудить их опыт. Мы также собрали свои оценки после интервенции повествовательных способностей их сыновей и дочерей.

Наши экспериментальные исследования оказались успешными: большинство родителей в группе вмешательства существенно улучшили свой способ говорить о прошлом опыте со своими детьми.

Месяц спустя молодые люди с аутизмом, родители которых участвовали в интервенции, сочинили более сложные рассказы, а некоторые родители удвоили продолжительность своих разговоров со своими детьми. Эти родители сообщили о значительном улучшении в повествовании своего ребенка и были также удивлены, увидев разницу в их способности общаться со своими сыновьями и дочерями с аутизмом.

Личные рассказы важны для детей, но они становятся еще более важными, когда дети растут. Они - ключевой способ, которым люди формируют отношения - или даже дают показания в суде против тех, кто их обидел.

Нет такой вещи, как хороший рассказчик от рождения. Но при правильных стратегиях людям с аутизмом можно помочь рассказывать лучшие истории. Мы с нетерпением ожидаем расширения нашего проекта, чтобы документировать, как улучшения в повествовании положительно влияют на отношения между родителями и детьми с аутизмом.

Источник: spectrumnews.org

McCabe, A., Hillier, AJ , DaSilva, C., Queenan, A., Tauras, M. (2016) "Parental Mediation in the Improvement of Narrative Skills of High-Functioning Individuals With Autism Spectrum Disorder,"