Согласно длительным исследованиям учёных, дети с социальным (прагматическим) коммуникационным расстройством (SCD) имеют схожие черты, что и дети с аутизмом, но всё-таки некоторые из них прибывают только в одном из этих состояний. Результаты показывают, что это условие является существенным дополнением к диагностированию этих заболеваний.

SCD был введен в 2013 году с выпуском пятого издания «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» ( DSM-5 ). Этот шаг вызвал критику со стороны некоторых экспертов, которые заявили, что мало свидетельств того, что SCD ​​отличается от других заболеваний, таких как аутизм.

SCD характеризуется социальными трудностями и проблемами общения, которые также являются особенностями аутизма. Добавление SCD к руководству было частью диагностической встряски, которая также переопределила аутизм и устранила связанное с ним состояние, называемое повсеместным расстройством развития (PDD-NOS).

Исследователи опасались, что некоторых детей после такого разделения будет сложно диагностировать. Но новое исследование показывает, что диагноз SCD ​​может распространяться и на детей с аутизмом, которые иначе не получили бы такого диагноза.

«Это более широкий термин, который я воспринимаю как существующий на пограничных территориях спектра аутизма», - говорит ведущий исследователь Уильям Мэнди, старший преподаватель клинической психологии Лондонского колледжа в Великобритании. Термин фиксирует «детей, у которых присутствует высокий уровень проблем в социальной коммуникации, но которые мало соответствуют другим критериям аутизму», - говорит он.

Выводы могут помочь разрешить дискуссию о том, является ли SCD отличным состоянием с его собственными основными механизмами или просто умеренной версией аутизма. Некоторые исследователи давно предпочитают последнюю идею.

В 2013 году Хелен Тагер-Флюсберг предположила, что SCD ​​также может быть формой языкового нарушения. Новые данные показывают, что диагноз «попадает на границу между аутизмом и не аутизмом», говорит Тагер-Флюсберг, профессор психологических наук и наук о мозге Бостонского университета. Тем не менее, «споры о клинических диагнозах категорически не должны оказывать влияния на то, что мы знаем о симптомах и чертах, присущих этим расстройствам и то, насколько эти расстройства распространены среди населения», - говорит она.

Уильям Мэнди и его коллеги проанализировали диагностические записи от 1081 детей в возрасте от 4 до 18 лет, которые посетили лондонскую клинику, которая специализируется на проблемах социальной коммуникации в период с 1999 по 2013 год.

Родители детей заполняли вопросник «Развитие, измерение и диагностическое интервью», в котором рассматривались симптомы аутизма, а также вместе с ним контрольный список, отображающий проблемы общения, социальные проблемы и ограниченные интересы.

Исследователи использовали эти данные для разработки алгоритма идентификации детей, которые отвечают критериям DSM-5 для аутизма или SCD. Они также использовали существующие алгоритмы для обозначения детей, которые бы соответствовали критериям «аутистического расстройства», « расстройства Аспергера » или «PDD-NOS» в последнем пересмотре DSM-IV.

Из 1 081 ребенка 801 соответствовали критериям DSM-5 для аутизма и 88 соответствовали критериям SCD. Остальные 192 ребенка не показали никаких симптомов.

Учёны считают, что одним из важных результатов данного исследования является новый алгоритм, по которому можно отличить детей с SCD от других, - говорит Кэтрин Лорд, директор Центра аутизма и развивающегося мозга в Нью-Йоркской пресвитерианской больнице. Но при этом она предупреждает, что выводы основываются исключительно на родительских отчетах, а не на наблюдениях врача.

Из детей с SCD, 43 процента не получили бы аутизм или связанный диагноз в DSM-IV. «Таким образом можно сказать, что SCD является отдельным диагнозом для этой подгруппы детей», - говорит Мэнди. Результаты были опубликованы 25 июля в «Журнале детской психологии и психиатрии».

Полученные результаты совпадают с результатами исследования детей в Южной Корее в 2014 году. Это исследование показывает, что многие дети, могут потерять диагноз аутизма в рамках DSM-5, и будут соответствовать критериям SCD 2 .

«SCD - это не просто стенд для PDD-NOS, как предполагают некоторые исследователи», - говорит Мэнди, - из 219 детей, которые встречались с критериями DSM-IV для PDD-NOS, 156 имеют аутизм и 26 имеют SCD в соответствии с DSM-5; оставшиеся 37 детей не получили диагноз.

Исследователи также сравнивали детей на основании родительских отчётов о гиперактивности, а также эмоциональных и социальных проблемах. Доля детей с SCD, у которых есть серьезные проблемы в соответствии с этим контрольным списком, больше, чем контрольная группа, но меньше, чем группа аутизма. Этот вывод подтверждает, что SCD ​​является нарушением средней тяжести.

Исследователи также использовали статистический тест для изучения того, объединяются ли симптомы SCD. Их исследование показало, что бъединяются, но со скоростью, которая лишь немного выше, чем можно было бы ожидать, поднимая вопросы о том, является ли SCD особым синдромом.

«Пока ещё не совсем ясно, когда это расстройство относится к спектру расстройств языка когда к спектру расстройств аутизма», - говорит Адж Швихтенберг , содиректор кластера аутизма Пердью в Университете Пердью, который не участвовал в исследовании. 

Исходя из всего выше изложенного, на сегодня сложно однозначно заключить, отличается ли SCD от аутизма или нет. Абсолютно ясно только то, что исследования необходимо продолжать, с чем согласны многие исследователи, в том числе и Уильям Мэнди.

Источники:

  1. Ханна Фефаро
  2. Мэнди У. и др.  Child Psychol. Психиатрия
  3. Kim YS et al. ВареньеАкад. Ребенок- подросток. Психиатрия