Дети с аутизмом и другими подобными состояниями часто сталкиваются с трудностями в нескольких областях общения. Новая докторская диссертация по лингвистике из Университета Гетеборга показывает, что эти дети могут развить речь, жесты, чувство ритма и мелодии, слушая различные речевые звуки.

Хорошо известно, что у детей с аутизмом, синдромом Аспергера, атипичным аутизмом и дезинтегративными расстройством детства (в совокупности называемым состоянием спектра аутизма) часто возникают проблемы с жестами ритмом и мелодией речи, однако исследования в этих областях всё ещё малочисленны.

Одной из причин изучения звуковой структуры речи является то, что развитие в этой области происходит в раннем детстве, когда мы учимся различать разные звуки речи и слоги в речевом потоке. Это часто вызывает проблемы у детей с ASD, так как им может быть сложно сортировать сенсорные впечатления, слушать и видеть и двигаться одновременно. Кроме того, некоторые чувственные впечатления могут восприниматься как особенно сильные.

Дети с ASD часто имеют четкое представление о деталях, поэтому сосредоточение внимания на практике звуков и слогов может быть использовано для достижения взаимодействия и развития других языковых областей.

«Мы хотели узнать, может ли вмешательство, фокусирующееся на типичных чертах детей с ASD, использоваться для развития различных лингвистических навыков, таких как слоги и конструкция предложения, а также интонация и жесты», - рассказала писательница Пиа Нордгрен.

Нордгрен проследила за двумя шведскими мальчиками с ASD в трех разных исследованиях. Минимальные словарные пары, в которых только один речевой звук различается между словами, например pb, постепенно вводились для того, чтобы повысить понимание фонематических контрастов и символических представлений слов. Результаты указывают на временную взаимосвязь между фонологической структурой, мелодией речи и жестами. Она также показывает, что слуховое и зрительное восприятие может быть важным предшественником развития языка у детей с ASD. Когда дети слушают и наблюдают, существует потенциал для развития взаимодействия посредством речи и жестов.

Идея диссертации основана на теориях о человеческом мозге. Идея состоит в том, что области мозга, ответственные за признание и производство речи, стимулируются слушанием и поэтому могут привести к развитию здорового производства в целом, а также к более продвинутым слогам и использованию новых слов. Это может также повлиять на мелодию речи, жестов и других областей языка ребенка.

«Также выяснилось, что дети доказали наличие развития с точки зрения мелодии речи, хотя это не было целью исследования. Один ребенок даже разработал свое использование жестов, несмотря на то, что в этом отношении не было проведено прямой подготовки», - сказала Нордгрен.

Результаты диссертации объясняют понятие механизма в мозге (например, зеркальные нейроны), которое связывает восприятие и производство речи. Они также показывают, что речь и жесты взаимодействуют и что между ними существует прочная взаимосвязь. Кроме того, возможно, что детям с ASD помогают собственные движения в развитии языка и речи.

«Достигнутые результаты показывают, что дети с ASD с сильной задержкой речи могут развить свою речь еще в пятилетнем возрасте. Таким образом, этот метод может быть полезен при активном вовлечении в процесс таких детей, а также может стать основой для дальнейших лингвистических исследований в этой области».

Материалы, представлены Университетом Гетеборга.